Создание профессионального меню Blu-ray диска
Создание меню диска Blu-ray осуществляется двумя различными способами: с помощью HDMV (High Definition Movie), немного похожего на авторинг DVD с IG меню (хотя многие из ограничений DVD сняты), или BD-J (Blu-Ray Disc-Java), который разработан с использованием инструментов, производящих скомпилированные Java Xlets и требует программирования на Java.
Blu-Ray диски могут использовать либо HDMV, либо BD-J, либо их комбинации (каждый заголовок на диске должен использовать либо HDMV, либо BD-J).
Чем они отличаются с точки зрения поддерживаемой графики?
Особенности HDMV:
• 8-битная графика ARGB PNG.
• Нет перекрытия кнопок.
• Кнопки имеют три состояниями, которые могут быть анимированы (несколькими кадрами).
Особенности BD-J:
• Поддержка True Colour в формате PNG с полной поддержкой альфа-канала.
• Графические области могут перекрываться.
• Кнопки могут быть запрограммированы произвольно.
• 45.5MБ буфер для всех графических изображений на экране (и некоторых звуков).
На видео показано, что в принципе должно было получиться при создании java-меню BD диска.
Java-меню для Blu-ray диска
Говоря неформализованным языком, благодаря java-программированию мы имеем несравнимо большие возможности для увеличения интерактивности и эстетической притягательности меню. В меню теперь доступна практически любая анимация. Появилось всплывающее меню, которое позволяет менять настройки, активные главы, не прерывая просмотра. Есть возможность проставить закладки (букмарки) на таймлайне, с тем чтобы запомнить выбранные пользователем сцены (фрагменты) фильма. Эта опция, однако, не часто используется, как и подключение к интернет из меню с целью нахождения дополнительного контента. Ещё реже, наверное, захочется поиграть на блюрей-плеере в какую-нибудь игру, если устали от просмотра (хотя есть и такая возможность).
Многие из описанных нами видеоредакторов имеют возможность создания дисков с обычным меню с интерактивной графикой (IG) – Freemake Video Converter, Corel VideoStudio, Pinnacle studio (читать подробнее) и др. А если возникло желание сделать настоящее java-меню? Распространённые программы авторинга BD (Adobe Encore, Scenarist BD, DoStudio) довольно дорогие.
Для домашнего авторинга больше подходит приложение Blu-Disc Studio. Этот проект относительно молод, но в нём реализованы практически все необходимые возможности для создание меню диска Blu-ray, соответствующего спецификации BD-J, и для компиляции затем меню и фильма в полноценную папку BDMV. Т.е. далее можно эту папку посмотреть в программном плеере как реальный Blu-ray фильм, либо записать диск для просмотра на «железном» плеере. На данный момент это единственная программа, которая позволит вам при отсутствии специальных навыков создать готовый Blu-ray диск с java-меню в считанные дни, эффективно использовав 30-дневный триал.
Особенности программы:
• дизайн основных и всплывающих меню;
• анимация меню;
• разнообразные переходы между клипами (фильмами);
• подсветка выбранной дорожки аудио, субтитров или эпизода;
• автоматическое создание меню эпизодов (сцен);
• бесшовные меню;
• создание структуры BD диска;
• экспорт в Rovi BD Scenarist.
Подготовка к созданию меню диска Blu-ray
Перед тем, как приступить к «конструированию» меню в приложении Blu-Disc Studio, нужно приготовить для этого все материалы (ассеты). Сюда входят:
• видео для использования в качестве заставки в меню и собственно фильм (как уже указывалось в мануале программы, подходят только элементарные видеопотоки – m2v, vc1, avc, контейнеры не годятся);
• аудио для аналогичных целей (ac3, dts, wav и т.п.);
• изображения всех элементов меню;
• субтитры при необходимости.
Внешний вид меню можно спроектировать в Adobe Photoshop, а затем импортировать его в программу. Надо, чтобы при этом каждый элемент меню находился в отдельном слое, а изображения для кнопок были поименованы в соответствии с требованиями. Но мы рассмотрим сегодня «ручной» вариант создания, чтобы не использовать дополнительные программы. Положим, наше меню должно иметь следующий исходный вид:
Пожелаем, чтобы при запуске диска или при вызове всплывающего меню все элементы до белой полосы включительно имели анимацию выезда слева направо. При нажатии на кнопку Эпизоды будут «выезжать» снапшоты глав с полосой навигации, а кнопка Установки откроет меню настроек аудио и субтитров:
Из этого представления создаём библиотеку уникальных рисунков в формате png с сохранением прозрачности. На рисунке приведены и названия некоторых элементов. Название изображения для кнопки в нормальном состоянии, например, имеет постфикс N, в выбранном – S.
Можно все изображения поместить в отдельную папку (например, PNG) в папке проекта – для унификации.
Создание проекта
1 шаг — Проект. Вначале нужно создать новый проект, нажав на кнопку New project и указав в мастере создания название, папку, видео и аудио потоки и т.д. Отметьте флажок No main menu (без главного меню) – будем же вручную всё делать. Когда проект создан, убедитесь, что на панели инструментов нажаты кнопки Show Normal и Show Selected – нам надо будет назначать картинки для этих состояний кнопок меню. А кнопка Move whole button должна быть пока отжатой – картинки состояний нам пока надо перемещать в меню по отдельности.
2 шаг — Главы. Нажимаем кнопку New Movie в дереве проекта. Называем новый фильм Movie и в окне свойств в разделе Streams указываем путь к фильму, который будем смотреть (файл .m2v, vc1, .264). Сразу определимся с главами (они же эпизоды, чаптеры, плеймарки) – дважды кликаем по надписи Scenes в этом же окне свойств. В открывшемся окне двигаем слайдер под окном предварительного просмотра на нужную позицию и нажимаем кнопку с плюсом (Add playmark).
Глава №2 тут же появится в списке Chapters list. Делаем так столько раз, сколько нужно глав. В демо-проекте их будет 8. Не будем автоматизировать дальнейший процесс, только сгенерируем автоматически снапшоты глав. Кликаем по кнопке Generate Bitmaps, в открывшемся окне оставляем только соответствующий флажок, указываем папку для сохранения и нажимаем внизу окна кнопку Generate Bitmaps. Всё, снапшоты глав сохранены.
3 шаг – Снапшоты глав. Если вы используете флажок Generate chapter images, то снапшоты сохранятся в нужном формате PNG, но с использованием пресетов, т.е. их внешний вид будет определяться программой, а не вашей волей. Мы же немного доработаем полученные точечные рисунки снапшотов – для нормального состояния слегка затемним их, а для состояния Selected – осветлим и окружим зелёной рамкой. Вот как это будет выглядеть (показаны 2 состояния одного снапшота, а всего будет 16 рисунков):
4 шаг – Основное входное меню. Теперь создаём основное меню для входа, нажимаем на кнопку New Menu и называем его Main Menu In 1. Определяем его в качестве First Play. Заполняем объектами – рисунками, перетаскивая их из окна Library или же из папки с рисунками. Получаем следующий список объектов на вкладке в дереве проекта:
Для всех объектов задаём местонахождение их рисунков – в поле Images окна свойств.
В свойствах меню задаём входную анимацию для двух групп анимации – сначала «выедет» жёлтый фон, затем – остальные элементы (см. рисунок).
Метод прорисовки – Normal, Current, Selected. Это меню у нас для входной анимации, из него переходим по авто-действию в меню Main Menu 1 с кнопками Просмотр, Эпизоды, Установки, которое и отображается на экране. Создадим его.
5 шаг – Cоздание Main Menu 1. Кликнем правой кнопкой мыши по Main Menu In1 в дереве проекта и выберем Copy Tree Item. Указываем название меню. Для объектов Play, Scenes и Setup ставим флажки кнопок и назначаем картинки для состояния Selected. Метод прорисовки – тот же, что и для входного меню. Теперь для меню Main Menu In1 задаём Auto action: Jump MENU > Main Menu 1 > Skip animation > Default.
Для всех кнопок указываем действия по нажатию на кнопки со стрелками на пульте ДУ – это будут перемещения между кнопками по циклу ПРОСМОТР > ЭПИЗОДЫ > УСТАНОВКИ > ПРОСМОТР и т.д. Задаём их в окне свойств в полях Press ↓, Press ↑: Select BUTTON >… .
Уже можно проверить работоспособность меню, нажав на кнопку F9 (test menu).
6 шаг – Нажатие ENTER для кнопок. Действия при нажатии на кнопку ENTER:
• для кнопки Play (ПРОСМОТР) – запуск фильма с начала;
• для кнопки Scenes (ЭПИЗОДЫ) – переход в меню выбора эпизода;
• для кнопки Setup (УСТАНОВКИ) – переход в меню настроек.
ПРОСМОТР. Создадим меню-пустышку Main Menu Out копированием Main Menu In1. В нём зададим анимацию «уезжания» элементов меню и авто-действие переход к воспроизведению 1-й главы фильма Play MOVIE > Movie > Chapter 01. Теперь в кнопке Play указываем авто-действием переход к Main Menu Out.
ЭПИЗОДЫ. Создадим меню эпизодов согласно нашему представлению о нём – с надписью Эпизоды и четырьмя снапшотами в нижней части. Назовём его Menu Scenes 1. Снапшоты глав в этом меню сделаем кнопками. Назначим снапшотам рисунки глав 1-4. Не забываем указывать изображения и для состояния Selected. Скопируем его в Menu Scenes 2 и заменим снапшоты на рисунки, соответствующие главам 5-8:
Меню эпизодов готовы. Для анимации перехода из основного меню в меню эпизодов создадим пустышки Scenes Pre и Main Scenes 11, в первом из них элементы уедут влево не до конца, второе – развернёт подобие меню эпизодов (с просто снапшотами глав вместо кнопок) и по авто-действию перейдёт к меню Main Scenes 1:
Анимация в Setup Pre – исчезновение кнопок в течение 4-х кадров. Анимация в Manu Scenes 11 – выезжание сначала надписи и фонов (-460, 0), затем снапшотов (-1600, 0). Теперь в поле Press ENTER кнопки Scenes меню Main Menu 1 указываем авто-действие: Jump MENU > Scenes Pre > Default. Ниже в поле anim enter указываем анимацию уезжания кнопок (0, -266) за 10 кадров.
Кнопки 1-4 и 5-8 переводят нас из меню Main Scenes 1 в Main Scenes 2 и наоборот в зависимости от того, в каком из этих меню находимся в данный момент.
УСТАНОВКИ. Меню установок позволит выбрать дорожки аудио и включить/выключить субтитры. Назовём его Main Setup, а для анимации перехода в него из Main Menu 1 используем пустышку Setup Pre:
Зададим авто-действия для всех кнопок выбора аудио и субтитров. Cобытие Press left любой кнопки обеспечивает выход из меню. Для этогоуходим на меню-пустышку Main Menu 3 (такое же, как Setup Pre) с анимацией исчезновения элементов меню, из него в такую же пустышку Main Menu 4 с анимацией уезжания элементов влево, а уже из него авто-действием в Main Menu 1. Таким образом анимируется вход в меню установок и выход из него в основное меню.
Press ENTER для каждой из кнопок устанавливает аудио или субтитры: Set AUDIO > Movie > Audio 1, например. Или Set SUBTITLE > Movie > Off.
Чтобы убедиться, что всё работает правильно, запускаем симуляцию меню (полезно после каждого шага). Теперь, когда созданы все меню и задана анимация переходов, можно приступить к созданию всплывающего меню, которое вызывается кнопкой POPUP на пульте ДУ.
7 шаг – Всплывающие меню. Самый простой путь создания – в окне дерева проекта кликаем по меню правой кнопкой мыши и выбираем команду Clone all between main / popup. Все меню скопируются в раздел Popup дерева как всплывающие. Нам остаётся внести некоторые коррективы:
• Во всех Popup для кнопки Play используем изображение МЕНЮ ДИСКА (а не Просмотр).
• В Main Menu 1 (здесь и далее в этом параграфе речь идёт только о всплывающих меню) событие Press Left любой кнопки закрывает Popup через анимационную пустышку Main Menu Out 2.
• Событие Press ENTER кнопки Play меню Main Menu 1 через Main Menu Out 1 переводит нас в основное меню Main Menu In1, в котором уже указано авто-действие – переход к Main Menu 1.
Всплывающие меню эпизодов и установок работают аналогично основным. У всех меню установим анимацию исчезновения при закрытии в течение 5 кадров. Для меню с кнопками укажем параметр Autoclose=5 – если никакие кнопки на пульте ДУ не будут нажаты за это время, меню автоматически закроется.
Компиляция проекта
Всё готово и проект можно компилировать, т.е. создать папки BDMV и CERTIFICATE. Для этого сначала выбираем, какой муксер будем использовать – внутренний или внешний. Для внешнего надо в окне Options указать путь к tsMuxeR.exe и к ffprobe.exe. Затем нажимаем в строке меню Project → Compile, в открывшемся окне указываем папку вывода, метку диска, обязательно оставляем флажок Seamless menu connection. Можно также определить информацию, выводимую при загрузке диска – это в разделе Loading. Нажимаем ОК и ждём окончания компиляции. Теперь с помощью BD-плеера (например, PowerDVD 14) смотрим созданный нами фильм с меню.
Заключение
Несколько слов о том, как подготовить файлы элементарных потоков видео и аудио при создании меню диска Blu-ray. Поскольку речь идёт о Blu-ray диске, то и файлы исходного видео будут, скорее всего, в контейнере m2ts. Вычленить отдельно m2v и отдельно AC3 можно с помощью того же tsMuxeR. Если Blu-Disc Studio не примет полученный таким образом видеопоток (это относится, кстати, и к BD Scenarist), выдав ошибку типа “Invalid video format”, обработайте файл с помощью программы AVC Corrector и тогда проблема будет устранена.
Возникает же она из-за того, что когда видеофайлы AVCHD видеокамер записываются на ПК как m2ts, временные коды (дата / время, когда была сделана запись) передаются отдельно от видео- и аудио данных и не отображаются в файле AVC (.264). Корректор извлекает временные коды из m2ts файлов и накладывает их на видео .264, т.е. на используемый в дальнейшем видеопоток. Не забудьте после демуксинга убрать из расширения видеофайла букву h, должно быть только .264.
Успехов в творчестве!
Автор: Алексей Касьянов.
https://01010101.ru/hd-blu-ray/sozdanie-professionalnogo-menyu-blu-ray-diska.htmlСоздание меню диска Blu-rayHD & Blu-rayHD & Blu-rayСоздание меню диска Blu-ray осуществляется двумя различными способами: с помощью HDMV (High Definition Movie), немного похожего на авторинг DVD с IG меню (хотя многие из ограничений DVD сняты), или BD-J (Blu-Ray Disc-Java), который разработан с использованием инструментов, производящих скомпилированные Java Xlets и требует программирования на Java. Blu-Ray диски могут использовать...Алексей КасьяновАлексей КасьяновEditorОцифровка видео, аудио, фото3 комментария на «“Создание профессионального меню Blu-ray диска”»
Добавить комментарий
"HD & Blu-ray"
- Матрица IPS и ее отличия от VA
- HDR10 Plus проиграл битву форматов?
- Как отремонтировать ресивер GI Avatar3 HD
- Как сделать рип с кодеком HEVC (H.265) из 4K Blu-ray и ниже
- Как смотреть видео 4K с YouTube на смартфоне не 4K
- Какие форматы видео поддерживают 4K телевизоры
- Отличия HDMI 1.4 от 2.0
- Стандарт интерфейса HDMI 2.0 для 4K
- HDMI 1.3 и HDMI 1.4. В чем разница
- Возможно, пикселей не будет совсем
Здравствуйте Алексей!
Статья хорошая, но было бы не плохо, если бы Вы привели конкретный пример создания меню для хотя бы простенького Blu-ray диска в этой программе.
Диски ДВД своих видеофильмов я делаю в программе DVDLab Pro. Замечательная программа! Позволяет легко делать как DVD с относительно сложными, так и с простыми меню. Подобной программы для Blu-rey я не могу найти. Вы можете что-то посоветовать в выборе работоспособной проверенной такой программы.
Доброго дня. Да вот на видео в статье пример java-меню показан. А обычное меню для BD в любом видеоредакторе можно делать.
штука евро за 30мегбайтную прогу — это здорово! Я скачал,получил ключ,но достала работа — за месяц не успел закончить проект и кирдык,щас переделал все в HDMV в энкоре(совершенно бесплатно)и отлично получилось