Ретушь фотографийРечь пойдёт об удалении царапин, точек, пятен и т.п. с оцифрованных фотографий – т.е. результатов механического воздействия на плёнку, фотобумагу или стекло сканера. Ретуширование самих объектов съёмки, цветовая и тоновая коррекция – темы, которые требуют отдельного рассмотрения в другой статье. При оцифровке фотографий редко когда можно избежать достаточно утомительного процесса ретуширования. Это особенно касается старых фото, которым к моменту сканирования был уже не один десяток лет…
 
В качестве примера восстановления возьмём старое армейское фото:
Исходное фото для ретуши
 
Это фото – непаханое поле для деятельности ретушёра. Здесь есть и тёмные пылинки, и светлые точки, и царапины, и недостатки экспозиции.
 

Подготовка к восстановлению фото

 
Вначале сделаем копию исходного файла, чтобы всегда можно было восстановить исходное изображение. Затем произведём коррекцию экспозиции фотографии.
 
Какой графический редактор использовать для дальнейшей работы? В первую очередь Photoshop. С ним не сравнится никакой другой по функционалу и по качеству выполнения редактирования. Можно попробовать и GIMP – бесплатный редактор с открытым кодом. Но результат даже первой части наших действий – коррекции экспозиции – выглядит в нём неубедительно: предустановок нет, для чёрно-белого фото автоматически можно отрегулировать только контрастность, но и этого не хочется делать, взглянув на предпросмотр результата… Существует ещё прекрасный набор программ для автоматизации работы по редактированию фото (ретушь, колоризация и т.п.) от компании AKVIS, когда-нибудь доберёмся и до него.
 
Поэтому открываем PS (лично я пользуюсь CS6). И откроем наш файл с помощью Camera Raw: File > Open As… (Файл > Открыть как…) . В открывшемся диалоговом окне указываем имя файла и выбираем Open As (Открыть как) Camera Raw. После открытия файла мы одним кликом мыши исправим экспозицию фото, кликнув по надписи Auto (Авто):
 
Настройка баланса белого
 
Видим, что изображение стало насыщеннее, проявились детали, уменьшилась засветка по верхним углам. Хорошим тоном будем считать регулировку баланса белого перед началом ретуширования. Кликаем по изображению пипетки, чтобы выбрать инструмент, а затем по участку-эталону. Например, по лбу ближайшего солдата… Если сравнить исходное изображение с отредактированным (сбросьте флажок Preview (Контрольный просмотр) вверху окна и увидите исходную версию), то последнее уже выглядит более естественным и чёрно-белым.
 

Удаление пыли

 
Понятно, что пыли в файле нет, существуют её проявления в виде тёмных или светлых точек на светлом или тёмном фоне снимка соответственно.
 
Лучший способ устранения механических дефектов снимка заключается в очистке негатива или фотографии, а также стекла сканера. Только надо протирать это без фанатизма, иначе можно навсегда повредить негатив, фото, а то и рабочую поверхность сканера. Но если фотография печаталась уже с подпорченного негатива, то придётся устранять следы пыли, проявляющиеся в виде тёмных точек на снимке, «электронным» способом.
 
Основными инструментами при удалении артефактов на снимках являются Clone Stamp (Штамп), Healing Brush (Восстанавливающая кисть) и Spot Healing Brush (Точечная восстанавливающая кисть). Однако, если тёмные точки присутствуют в достаточном количестве на фоне снимка, то можно применить метод смещения и осветления. Он позволит быстро и одновременно удалить пылинки с выделенной области.
 
Выделим, например, левый верхний участок фото, где слева от лица наблюдается скопление точек.
• Для этого выберем инструмент Lasso (Лассо) с растушёвкой 3 пикселя (величина зависит от размера выделяемой области).
• Вокруг скопления точек создадим выделение совершенно произвольной формы, чем неровнее, тем лучше – меньше будут заметны границы после обработки участка.
• Скопируем выделенную область на новый слой через меню: Layer > New > Layer Via Copy (Слои > Новый > Скопировать на новый слой) или клавишами CTRL+J.
• Выбираем инструмент Move (Перемещение) и клавишами со стрелками сместим слой на 2 пикселя вниз и вправо.
• И теперь для смещённого слоя выбираем режим наложения Lighten (Замена светлым).
 
Выбираем режим наложения слоев
 
Точки практически исчезли. После применения такого метода можно приступить к удалению царапин, точек и иных артефактов с помощью восстанавливающей кисти и штампа.
 

Удаление точек, пятен и царапин

 
Удаление точек, пятен и царапинКакой инструмент выбрать – штамп или восстанавливающую кисть, зависит от размера и расположения ретушируемого артефакта. Восстанавливающая кисть анализирует область вокруг точки-источника (или вокруг обрабатываемой области, если это точечная восстанавливающая кисть) и на основе этого анализа формирует область-замену. А штамп в свою очередь, просто копирует (клонирует) область-замену из точки-источника. Поэтому штамп лучше использовать при большом соотношении размера кисти и области обработки, а восстанавливающую кисть – при сравнимых размерах кисти и обрабатываемой области.
 
Точки и пятна удаляем с помощью инструмента Восстанавливающая кисть
 
Светлые точки, обведённые на скриншоте зелёными кружочками, обработаем с помощью инструмента Spot Healing Brush (Точечная восстанавливающая кисть).
 
Поскольку этот инструмент обеспечивает плавный переход между редактируемыми областями, распыляя мазки в районе десятка пикселов, то обычно выбирают небольшую жёсткую кисть, чтобы она в 3…4 раза превышала размер удаляемого артефакта. В нашем случае это размер примерно 6 пикселов. Жёсткость выбираем произвольную, от 50% до 100%, кисть по алгоритму действия обеспечит размытие. Затем, не забыв после предыдущей операции перейти на слой Background (Фон), кликаем поочерёдно по каждой из точек и видим, как они тут же исчезают.
 
Резюмируем последовательность действий:
1. На панели Tools (Инструменты) выбираем инструмент Spot Healing Brush (Точечная восстанавливающая кисть).
2. На панели параметров открываем всплывающую панель с кистями и выбираем кисть с жёсткостью в 100% и диаметром в 6 пикселов. Параметры кисти доступны и по нажатию правой кнопки мыши.
3. В окне изображения кликаем или проводим инструментом Spot Healing Brush (Точечная восстанавливающая кисть) по светлым пятнышкам на фотографии. Можно сделать один или несколько кликов-мазков. Рисуем, пока не достигнем нужного результата. При перетаскивании штрих сначала кажется чёрным, но
после отпускания кнопки мыши он возвращается к исходному виду обрабатываемой области, и область с артефактом «восстанавливается».
4. Сохраняем результат работы, выполняя команду File > Save (Файл > Сохранить) или нажав комбинацию клавиш CTRL+S.
 
Если удаляемая точка находится на границе цветов, у нас это чёрно-белая граница, то её удаление в один клик может привести к возникновению дополнительных артефактов. Т.е. удаляем точку, а порождаем ещё какое-то пятно. Чтобы этого не произошло, можно сделать так:
• уменьшить жёсткость кисти и кликать несколько раз;
• удалять точку не кликом, а мазком – не длинным, движущимся от светлой области к тёмной;
• выделением ограничить обрабатываемую область.
 
Аналогичным образом проходим последовательно все участки фотографии, удаляя точки и пятна точечной восстанавливающей кистью. Инструмент Healing Brush (Восстанавливающая кисть) работает так же, только в качестве образца выбирается не область в районе кисти, а область, указанная вами кликом мыши с нажатой клавишей ALT.
 
Царапины удаляем с помощью инструмента Штамп
 
Теперь разберёмся с царапинами:
Царапины удаляем с помощью инструмента Штамп
 
Чтобы не совершать многих движений при удалении царапин, обведённых красными кружочками, воспользуемся инструментом Clone Stamp (Штамп):
1. На панели инструментов выбираем инструмент Clone Stamp (Штамп).
2. На панели параметров открываем выпадающую панель настроек кисти и указываем размер кисти 52 пиксела (чтобы полностью и с запасом охватить царапины), жёсткость варьируем от 0% до 50% (будем наблюдать степень заметности границ после замены участка). Убедимся, что стоит флажок Aligned (Выравнивание).
3. Откроем панель Window > Clone Source (Окно > Источник клонов), чтобы удостовериться, что установлены флажки Show Overlay (Показать наложение) и Clipped (Отсечённый), а значение Opacity (Непрозрачность) равно 100%. В этом случае будет доступен предпросмотр клонирования перед тем, как его пропечатать.
4. Помещаем инструмент Clone Stamp (Штамп) на область под царапинами такую, чтобы на ней не было никаких пятен, точек и т.п.
5. Нажимаем и удерживаем клавишу ALT (курсор при этом принимает форму крестика-прицела) и кликаем мышкой на выбранной области, захватывая таким образом образец для клонирования.
6. Отпускаем ALT и перемещаем курсор на область над царапинами, совмещая линии реек на ставнях окна. Кликаем мышкой. Если царапины ещё видны, кликаем ещё раз или увеличиваем жёсткость кисти. (Вообще Штамп очень удобен для исправления повреждений на текстурном фоне. При этом флажок Выравнивание обеспечит совпадение линий, даже если вы неточно разместите штамп перед пропечаткой.)
 
Повторяем эту операцию с царапиной в маленьком красном кружочке. Естественно, перед тем как выбрать область для клонирования, уменьшаем размер кисти, чтобы она охватывала уже эту царапину с небольшим запасом.
 
Помимо описанных есть ещё инструменты Patch Tool (Заплатка) и Content-Aware Move Tool (Перемещение с учётом содержимого). Их основная задача – изменение фотоснимка, не ретушь, в том смысле, что они предназначены для замены крупных участков снимка. А штамп и восстанавливающая кисть логичнее использовать для устранения мелких дефектов, т.е. собственно ретуши.
 
Повышение резкости инструментом Контурная резкость
 
Это последний этап ретуширования. Воспользуемся инструментом Unsharp Mask (Контурная резкость), который повышает контрастность на контурах фигур на снимке, таким образом создаётся иллюзия увеличения резкости:
 
Повышение резкости инструментом Контурная резкость1. Выбираем в меню Filter > Sharpen > Unsharp Mask (Фильтр > Усиление резкости > Контурная резкость).
2. Ставим флажок Preview (Просмотр).
3. Задаём параметр Amount (Эффект) равным 50%. Если недостаточно «эффекта», увеличим до 70% и далее.
4. Положение слайдера Radius (Радиус), определяющего количество пикселов, прилегающих к контуру, зависит от разрешения снимка. Начните с 1 пиксела и поэкспериментируйте.
5. Параметр Threshold (Изогелия) определяет, насколько должны различаться пикселы, считающиеся контуром, от пикселов просто области снимка. Опять же – экспериментируем и смотри на результат в окне.
6. Добились улучшения? Жмём ОК и сохраняем файл.
 
Результат
 
Процесс ретуширования старых фото может затянуться, но в любом случае торопиться не надо. Если сделан неверный шаг или даже несколько неверных шагов – смело жмите CTRL+Z и CTRL+ALT+Z и возвращайтесь на шаг или на несколько назад. Всё поправимо. Чаще сохраняйте свою работу в виде файла psd – со слоями и историей. Конечный результат сторицей окупит все затраты на удерживание себя перед монитором. Снимок приобретёт вторую, хотелось бы – длинную жизнь…
 
Результат ретуши
 
Вот что примерно получится после ретуши выбранного нами снимка с помощью только лишь описанных здесь инструментов:
Получше смотрится, чем было, правда? Теперь можно приступать к раскаске фото. Успешной работы!

Автор: Алексей Касьянов